Последний пост

Книга “Бизнес как конструктор или Как управлять бизнес-моделью фирмы в отраслевых цепочках”

Друзья! Я рад сообщить вам, что в продажу в Москве и в Киеве поступила моя книга “Бизнес как конструктор или Как управлять бизнес-моделью фирмы в отраслевых цепочках”. Купить ее в Москве или получить по почте в любом другом городе России вы можете в интернет-магазине nikbook.ru: https://nikbook.ru/product/miroshnichenko-a-biznes-kak-konstruktor-ili-kak-upravlyat-biznes-modelyu-firmy-v-otraslevykh-tsepochkakh/?fbclid=IwAR37EwQmv2Jbk14kAFk9UJtlA_W75fymDL1VQad-qVbAnTIKxW8dtEI9sWc В Минске: https://mybooks.by/v-nalichii/miroshnichenko-a-biznes-kak-konstruktor-ili-kak-upravlyat-biznes-modelyu-firmy-v-otraslevyh-cepochka/   В Киеве и по всей Украине в интернет-магазине ufreida.com.ua:  https://ufreida.com.ua/biznes_kak_konstruktor_ili_kak_upravlyat_biznes-modelu_firmy_v_otraslevykh_tsepochkakh/ Скоро книга поступит в продажу и в Беларуси, следите за новостями! Над материалом, который изложен в книге, я начал работать в 2012-м году и за это время я прошел большой путь - от формулирования гипо

Управление структурным капиталом на платформе Rocket DAO. Часть 3

Впервые опубликовано здесь: Structural Capital Management by Andrew Miroshnichenko. Part 3

Предыдущие части:

Управление структурным капиталом на платформе Rocket DAO. Часть 1

Управление структурным капиталом на платформе Rocket DAO. Часть 2


Механизм фиксации технологической маски цепочек создания ценности


Из предыдущей части стало более менее понятно, как будет выглядеть использование активов. Однако, многим будет интересно, каким образом система все же будет управлять сложными активами. Т.е. как она будет стыковать активы, принадлежащие разным собственникам для получения из них новой производственной цепочки с заданными параметрами?


Дело в том, что существует множество прототипов такого рода механизмов. Если полезность тех или иных функций будет описываться ограниченным количеством функциональных и количественных атрибутов, то составить путем линейного программирования наиболее оптимальные формы взаимодействия их между собой не составит труда.

Весь вопрос как обычно в определении этого ограниченного количества атрибутов и обучения использовать их при обозначении функций.

Будет ли эта функция платформы сама создавать и реконструировать бизнесы? Как смогут владельцы активов сохранить контроль над своими простыми и сложными активами?

Представим себе следующую ситуацию.

Вы владеете активами и они уже как-то включены в цепочку создания ценности. Проект заканчивается и ваш актив высвобождается. В вашем портфеле проектов уже есть несколько вариантов приложения этого проекта на основе рекомендаций системы. Во всех этих вариантах вам выдаются все необходимые для принятия решения данные: вероятность запуска проекта, риски, перспективы развить актив и пр. И на основе этих данных вы уже решаете, как будете использовать актив.

В любом случае владелец актива сможет как полностью доверить управление ими системе, так и использовать систему в качестве рекомендательной функции.




Как заработать на интеллектуальных активах?

Теперь давайте поговорим о том, как можно заработать на разработке новых смартконтрактов. Причем речь идет о них как инструменте формирования новых структур взаимодействия простых активов в рамках сложных.

Начнем с оценки стоимости интеллектуального актива. Существует несколько подходов к оценке стоимости интеллектуальных активов. Но все они строятся на предпосылке, описанной нами выше.


Есть совокупность активов, использование которых гарантирует денежный поток. Денежный поток при этом состоит из разницы между выручкой и всеми затратами. Все подходы к оценке стоимости активов, как правило, базируются на оценке будущих денежных потоков.

При этом различные виды интеллектуальных активов (по классификации К.-Э.Свейби – это капитал внешней структуры, капитал внутренней структуры и человеческий капитал) влияют на различные составляющие этого денежного потока. 

Одни активы, например, несколько крупных клиентов (капитал внешней структуры) гарантируют стабильный входящий денежный поток и тем будет определяться его стоимость. Другие активы (например зафиксированный в смартконтракте процесс привлечения новых крупных клиентов – капитал внутренней структуры) будет влиять уже не на сохранение стабильного денежного потока, а на его увеличение. И тем будет определяться его большая стоимость относительно простой совокупности постоянных клиентов.

Назовем первый вид активов, которые обеспечивают стабильное обслуживание стабильного потока заказов – активом функционирования.

Второй, который направлен на непрерывный рост денежного потока, мы назовем активом развития.

Какой из них более ценен? 

Дело в том, что первый, как правило, предполагает уже существующий денежный поток, второй относится в основном к неопределенному будущему. Однако, в постоянно меняющихся рыночных условиях ресурса функционирования становится недостаточно. Конкуренция растет и у вашего клиента каждый час увеличивается количество предложений, схожих с вашим. Чтобы удерживать свою нишу в сверхконкурентной среде, т.е. в ситуации перманентного истощения денежного потока в рыночной нише, приходится постоянно развиваться – наращивать потребительскую ценность товара или услуги, снижать стоимость и т.д.

В таком случае любая переменная, указывающая на интеллектуальный актив (количество и маржинальность клиентов, компетенции персонала) должна расти, а вот стоимость и затраты на производственные функции падать.

Тогда, как можно будет посчитать стоимость интеллектуальных активов?

Достаточно просто. 

Итак, у нас есть входящий денежный поток Х, который мы обслуживаем при затратах У. Тогда стоимость наших активов, обеспечивающих прибыль Х – У в каком-то времени будет отправной точкой. Допустим 1. Тогда, если мы найдем такую структуру взаимодействия этих активов, когда затраты будут ниже 1, то стоимость будет определяться этой разницей. Т.е. мы должны будем оценить новую структуру с точки зрения того нового денежного потока, который будет добавочно приносить эта структура. Т.о. при «покупке» этой структуры мы должны исходить из того, сколько в будущем новых денег принесет мне эта новая структура. Если я посчитаю, что мои силы, затраты и риски на получение схожих результатов в какой-то разработанной с нуля структуре значительно выше, чем стоимость приобретения этой новой структуры, то очевидно, что я выберу второе.

Тогда можно выработать и подход к оценке стоимости этого актива. Она с одной стороны должна быть ниже затрат на изобретение чего-то своего с аналогичными результатами, во-вторых, ниже генерируемого им денежного потока. А уже каков будет конкретный механизм определения стоимости активов будет зависеть от того, как об этом договорятся участники сделок на приобретение интеллектуального капитала.

Однако, уже сейчас можно говорить о возможных механизмах заработка на интеллектуальных активах участников платформы Rocket Dao:
  1. Единоразовая аренда структурного актива без права повторного использования (отслеживается через структуру последующих смартконтрактов).
  2. Покупка структурного актива со всеми правами без возможности использования его другими пользователями.
  3. Аренда структурного актива во всех проектах, в которых требуется повторить его функциональность с прежней результативностью с выплатой аренды за каждое использование.
  4. Аренда структурного актива во всех проектах, в которых требуется повторить его функциональность, с выплатой процента от сэкономленного эффекта при применении нового структурного актива по сравнению со старым активом.
  5. Выкуп структурного актива у автора без права использования его кем-либо кроме самого нового владельца, включая и автора актива.
  6. Можно продавать аренду актива до выхода в свет нового более хорошего актива и тогда можно будет платить за повременную аренду (на год, до выхода нового структурного актива и т.п.). 
  7. Можно также платить процент от сэкономленного эффекта за все последующее время использования актива или за каждый конкретный случай применения актива в будущем. 
  8. Просто выплата фиксированной суммы за фактическое использование структурного актива.
  9. Выплата процента за фактически сэкономленные деньги в ходе фактического применения структурного актива в проектах.
Возможны и другие варианты, которые поддержат основные участники сделки или профессиональное сообщество. Очевидным становится одно: создание новых структурных активов позволит как его авторам, так и тем, кто будет пользоваться их интеллектуальными активами, зарабатывать.

Однако, такие варианты заработка с интеллектуального актива гораздо более понятны, чем большинство методов оценки акционерной стоимости капитала и прямого заработка со спекуляций акциями. 

Тем не менее, как и со всеми интеллектуальными активами, при использовании структурного капитала может возникнуть множество вопросов. Прежде всего это касается трансформации уже используемых структур. Самый главный из них такой: можно ли за счет минимальных изменений старого структурного актива создать новый? Т.е. совершить элементарную манипуляцию. Как в этом случае быть?

Очень просто. Если применение нового структурного актива объективно более эффективно, чем старый, что можно доказать конкретными результатами его применения, зафиксированными в смартконтракте, то можно считать его заменой старого. При этом появление нового актива может влиять как на стоимость старого, так и на его применение.

В конце концов никто не обязывает автора нового структурного актива делиться им. Он может похоронить его и никому ничего не продавать.



Что даст объективность и прозрачность применения структурных активов

Самая главная беда всей концепции менеджмента интеллектуальных активов состоит в том, что существующие механизмы не позволяют оценить эффективность применения интеллектуальных активов в новом контексте. На результативность применения хорошо показавшего себя актива влияет множество факторов. Поэтому достаточно сложно предсказать, насколько эффективным окажется применение нового производственного актива. То же относится и к ситуации, когда применение старого актива в новом контексте, в новой ситуации, не приносит ожидаемого результата.
Однако в механизме, который будет реализован на платформе, будет оцениваться конкретная продуктивность функции, вне зависимости от того, как результативность отдельной функции влияет на эффективность всего сложного актива в целом. Т.е. мы оцениваем эффективность применения функции по конкретным количественным параметрам, зашитым в смартконтракт. Смартконтракт можно привязать и к конкретным источникам верификации результативности работы функции – от датчиков, до отзывов пользователей. 

Что это даст?

Во-первых, появится возможность прозрачной оценки влияния нового актива на денежный поток в целом. Если новый актив в рамках производственной функции работает на порядок лучше, чем старый, но общий результат остается прежним, то очевидно, что проблема не в нем. Это позволит снизить погрешность в расчете и прогнозировании денежного потока. С соответствующей оценкой стоимости бизнеса или фирмы, в которой используется актив.

Во-вторых, имея объективную информацию о стабильности и работоспособности производственной функции, можно будет с высокой степенью точности проектировать новые системные совокупности активов в новых сложных активах с соответствующей результативностью. Это позволит быстро и легко проводить инвестиционный анализ новых комплексных бизнес-проектов.

В-третьих, имея точные данные о результативности актива, можно предпринимать меры по увеличению диапазона ситуаций его эффективного применения и общей эффективности бизнес-процесса, в котором он используется.

Короче, как минимум это означает, что, создав рынок интеллектуальных активов и структурного капитала на платформе, мы получаем инфраструктуру непрерывного увеличения эффективности бизнес-процессов, процедур, компетенций и технологических процессов, реализуемых на платформе.



Предпринимательство или рантье?

Теперь давайте посмотрим, что у нас получается.

Вы владелец активов, вы позволяете платформе использовать свои активы в новых конфигурациях с другими активами и это вам приносит ренту. Понятно, что если бы вы на свой страх и риск собирали сложные активы, экспериментировали с ними, то могли бы получить вероятную прибыль выше той, что получаете при использовании системой ваших активов по отдельности. Но, если машина по структурированию активов на платформе будет работать лучше вас хотя бы потому, что владеет более полной информацией, то как вы будете конкурировать с ней, а главное как зарабатывать? Ведь простой актив, коммодитис, всегда просто заменить или даже оптимизировать. Всегда появится молодой и дерзкий предприниматель, готовый продавать свой типичный актив дешевле, чем вы свой старый.



Как сохранить конкуренцию и где появятся источники заработка для предпринимателя?

  1. Не стоит забывать, что все проекты, реализуемые на платформе, будут работать с внешними стейкхолдерами, например, с инвесторами или клиентами. И функцию привода инвесторов и клиентов у предпринимателя никто не отнимет. Эту функцию, конечно можно выделить в отдельную производственную функцию. И вознаграждать за эту функцию можно по-разному: премией за привод клиентов, первоочередной загрузкой активов предпринимателя и т.п. Если нет единого шаблона отношений между предпринимателем, приводящим заказы, и исполнителями, то появляется пространство для предпринимательской активности.
  2. Огромное пространство для предпринимательской активности сосредоточено в развитии инновационного потенциала цепочек создания ценности на платформе. Если предельно упростить функцию собирания производственных цепочек из тех, что сосредоточены на платформе, то можно будет сконцентрироваться на разработке и продвижении новых товаров и услуг. Создание инноваций по сути означает создание новых рынков с получением максимальной прибыли от вызываемой волны спроса на новые товары и услуги.
  3. Не стоит также забывать о сокращении затрат на выполнении производственной функции. Если вы получаете прибыль со сдачи в аренду своих производственных активов, то единственный путь по увеличению прибыли с аренды актива будет состоять в сокращении издержек на работу этой функции. Понятно, что в сложном активе это будет сделать проще, чем в простом, поэтому умный предприниматель будет стремиться к усложнению совокупностей своих активов, приобретению новых и т.п. 
  4. Еще одна важная функция предпринимателя-владельца активов на платформе также относится к разряду работы с инновациями. Это поиск технологических аномалий. Часто работа тех или иных активов и их совокупностей выдает незапланированный результат, непрогнозируемую аномалию, неожиданный эффект и т.п., который показывает неожиданные аспекты технологии. Этот эффект можно в будущем использовать как для оптимизации производственных функций, так и для генерирования инноваций. Кстати, поиск технологических аномалий не является только инженерной задачей, как может показаться из употребляемой нами терминологии. Коль скоро производственную функцию выполняют и люди со своими компетенциями, то динамика развития их компетенций может дать значительно больше материала для технологических инноваций, чем разного рода станки и прочие машины. Это тоже пространство для формирования новых команд, новых идей и инноваций.
Одним словом, автоматизация функций управления взаимодействием активов между собой вовсе не закрывает перспективу зарабатывания денег и предпринимательской инициативы, но перемещает ее в более творческую сферу.

Капитализация платформы Rocket DAO

В заключении необходимо сказать о капитализации самой платформы Rocket Dao. Вообще, на данном этапе разработки платформы этот вопрос преждевременен. Однако очевидно, что раз наш токен Rock дает доступ к развитию и использованию структурного капитала, к капитализации интеллектуального актива, к прямым и понятным способам зарабатывания на структурном капитале, то и расти в цене он должен пропорционально росту практике использования структурного капитала пользователей.

Впрочем, разговор о капитализации платформы, которая дает возможность управления структурным капиталом – тема для отдельного разговора.