Последний пост

Книга “Бизнес как конструктор или Как управлять бизнес-моделью фирмы в отраслевых цепочках”

Друзья! Я рад сообщить вам, что в продажу в Москве и в Киеве поступила моя книга “Бизнес как конструктор или Как управлять бизнес-моделью фирмы в отраслевых цепочках”. Купить ее в Москве или получить по почте в любом другом городе России вы можете в интернет-магазине nikbook.ru: https://nikbook.ru/product/miroshnichenko-a-biznes-kak-konstruktor-ili-kak-upravlyat-biznes-modelyu-firmy-v-otraslevykh-tsepochkakh/?fbclid=IwAR37EwQmv2Jbk14kAFk9UJtlA_W75fymDL1VQad-qVbAnTIKxW8dtEI9sWc В Минске: https://mybooks.by/v-nalichii/miroshnichenko-a-biznes-kak-konstruktor-ili-kak-upravlyat-biznes-modelyu-firmy-v-otraslevyh-cepochka/   В Киеве и по всей Украине в интернет-магазине ufreida.com.ua:  https://ufreida.com.ua/biznes_kak_konstruktor_ili_kak_upravlyat_biznes-modelu_firmy_v_otraslevykh_tsepochkakh/ Скоро книга поступит в продажу и в Беларуси, следите за новостями! Над материалом, который изложен в книге, я начал работать в 2012-м году и за это время я прошел большой путь - от формулирования гипо

8-й закон убыточности СУЗ: дисконтирование знаний


  Написано мной в соавторстве с П. Фадеевым и Г.Терпиловским
3.2. Результативность знаний определяется периодом их дисконтирования

Одним из способов контроля полезности знаний является оценка дисконтирования знаний. Это показатель того, насколько часто компания эффективно реализует знание в действии.

Специалисты по управлению знаниями ввели в оборот такое понятие как «полураспад знаний». Другими словами, энтропия знаний нарастает, превращая их в информацию:

Как мы уже упоминали, людям нередко необходимы конкретные доказательства преимуществ сотрудничества и обмена знаниями не только для общей цели, но и для них лично. Действительно, поскольку период полураспада знаний постоянно сокращается, ценность того, что известно отдельному лицу, день ото дня уменьшается. Так почему бы не использовать имеющиеся знания для того, чтобы приобрести новые? Если у знаний есть стоимость, они подвержены тем же экономическим факторам, что и любая валюта, в том числе инфляции. Эту концепцию вначале довольно сложно уловить, однако она жизненно важна для выживания в новой экономике.
Период полураспада знаний - момент, когда приобретение новых знаний более эффективно в ценовом отношении, т.е. обеспечит большую прибыль, чем поддержка существующих знаний[1].


Прибыль или доход, который может быть получен при применении знаний в будущем гораздо сложнее посчитать, чем для финансовых инвестиций. Поэтому более оправданно использование понятия «дисконтирование знаний». При расчете периода дисконтирования знаний используются следующие параметры:
  1. Будущую ситуацию профессиональной деятельности, в которой будет существовать потребность в определенных знаниях. Финансовую оценку затрат на решение профессиональной задачи без необходимого знания и финансовую оценку затрат на решение профессиональной задачи с наличием необходимых знаний.
  2. Оценку затрат, необходимых на выработку требований к содержанию и форме необходимых знаний и на адекватное применение знаний при решении профессиональных задач.
  3. Затраты, связанные с поиском или генерированием знаний.
  4. Доход, полученный от успешного (в срок и с требуемыми ресурсами) решения профессиональной задачи.


Исходя из результатов полученных расчетов, периодом дисконтирования знаний будет являться: изменение стоимости знаний, начиная с момента их получения и заканчивая моментом их использования при решении профессиональной задачи.

Для того чтобы оценивать динамику стоимости знаний в этот период необходимо оценить стоимость знаний как минимум в 3-х точках: в момент создания, в момент использования (в том числе по полученному эффекту) и на промежуточном этапе. Тогда период дисконтирования знаний должен как минимум в два и более раз превосходить период управляемого события (решения профессиональной задачи). По сути, здесь действует теорема Котельникова, но уже применяемая к знанию.

Для чего необходима оценка периода дисконтирования знаний? Прежде всего для того, чтобы компания могла про-активно реагировать на возникающие кризисные и проблемные ситуации, а не быть ре-активной. Мы не должны получать знания после возникающей проблемной ситуации, а при помощи знаний мы должны этой ситуацией управлять.

Такой подход – от конкретной актуальной потребности в знаниях к поиску информации, способной удовлетворить эту потребность, делает процесс управления знаниями очень похожим на логистический принцип «точно в срок» (канбан), когда на складе (в нашем случае в «базе знаний») хранятся только те знания, которые необходимы здесь и сейчас.



[1] Коулопоулос Т. М., Фраппаоло К. Управление знаниями. М.: 2001. С. 63.